Как наладить бизнес-процессы во время карантина и что будет с ИТ-рынком – мнение эксперта

27 марта 2020
Заместитель генерального директора ГК «Программный Продукт» Георгий Лагода поделился экспертным мнением о том, как оптимизировать бизнес-процессы во время повального перехода на удаленную работу и вынужденного карантина, а также о том, как может измениться рынок ИТ в целом.

От тотального коллапса мировой экономики нас, к счастью, защищают именно информационные технологии, позволяющие удалённо выполнять огромное количество задач, прежде требовавших присутствия в офисе — если мы говорим про офис. Да, не всю на свете работу можно сделать удалённо даже в ИТ-области, это факт. Однако если ваши рабочие функции не связаны с прямым физическим доступом к оборудованию, то можно уверенно констатировать отсутствие объективных противопоказаний для работы из дома.

Но что нужно для того, чтобы сделать такую работу эффективной, продуктивной и не формирующей лишних рисков?

Главная задача руководства — воспроизвести и отладить все рабочие процессы в новых условия так, будто ничего радикально и не менялось. Самим работникам, в свою очередь, необходимо сделать так, чтобы неизбежные в домашней обстановке отвлекающие факторы не слишком вредили выполнению основных задач.

Самым первым пунктом должно идти обеспечение безопасного подключения к корпоративной сети — откуда угодно. Концепция BYOD появилась не вчера: подавляющее большинство системных администраторов знают, как наладить удалённый доступ через VPN для защищённого доступа в сеть предприятия, независимо от провайдера и методов подключения. Вопрос — в грамотном составлении инструкций для сотрудников так, чтобы они могли сами обеспечить себя VPN-подключением.

Вторым пунктом должен идти более-менее бессбойный контакт между членами команды, вне зависимости от карантина.

Планёрки и совещания (куда уж без них?) сейчас можно проводить множеством разных способов, — через мессенджеры типа Skype, Whatsapp, Zoom, WebEx и тому подобные инструменты. Это, однако, означает, что все сотрудники должны быть подключены к тому мессенджеру или средству проведения конференций, которые централизованно принят на вооружение в конкретной компании.

С технической стороны это реализовать несложно; важнее другое — организация. Совещания, как и очень многое другое, придётся планировать заранее. Локальные рабочие "летучки" можно проводить ежедневно в фиксированное время, а вот важные и масштабные совещания придётся планировать за несколько дней.

Перед всеми совещаниями потребуется готовить и рассылать повестку, а после готовить дайджест (или follow-up). Подготовка заранее в принципе позволит снизить уровень хаотичности таких совещаний, хотя совершенно не факт, что всё пройдёт ровно с первого же раза.

Имеет смысл всем проектным командам сделать отдельные чаты для утренних планёрок, в которых каждый член команды поутру просто сообщает статус своей задачи и планы на день. Если есть какие-то проблемы, то они просто фиксируются, обсуждение и решение производится отдельно и в другое время. Это формирует у людей привычку утром сразу включаться в работу, а также усиливает ответственность — просто в силу того, что каждое утро приходится отчитываться отдельно.

Что касается "настроя на работу" у самих сотрудников, то тут есть целый ряд "лайфхаков". Первый — это "пойти прогуляться" поутру, чтобы сымитировать поход на работу. К сожалению, в условиях карантина такие прогулки рекомендовать сложно. Впрочем, пока не введён комендантский час, это вполне осуществимо, при условии, что путь не будет пролегать через толпу, а в кармане лежит антисептик для рук (увы, их достать становится всё сложнее).

Для организма такая прогулка интерпретируется как поход на работу, так что включиться в рабочий процесс оказывается намного проще.

Однако тут возникает ещё один непростой вопрос: отвлекающие факторы. Потому что на карантине не только взрослые, но и дети, у кого они есть. Их не "сплавишь" в школу или на кружки, они требуют внимания (и имеют на него полное право), и далеко не всегда есть возможность занять их каким-то делом, чтобы не мешали работать.

Выход? Как один из вариантов, брать раз в час-полтора перерыв на запланированное — опять же, запланированное! — общение с ними, чтобы потом обеспечить себе спокойных полтора часа поработать. График домашних обязанностей, вероятно, тоже будет нелишним.

Тишина в доме — особенно там, где есть дети, — явление редкое. В конце концов, соседи тоже, скорее всего, на карантине, а представления о предельно допустимом уровне шума в дневное время (да и в ночное тоже) далеко не у всех одинаковые. Для противодействия шуму есть целый ряд разнообразных рецептов. Большие накладные наушники с функцией шумоподавления — один из самых эффективных методов, но он далеко не всегда доступен по финансовым соображениям.

Но можно обойтись и самыми обычными наушниками, главное, знать, что именно включать. Музыка с минимально акцентированными ритмом и мелодикой, например, всевозможный эмбиент — очень эффективный шумоубийца. То же касается классики, пост-рока, нью-эйджа и других музыкальных направлений с "иммерсивным" звуком. Но, естественно, они мало подойдут тем, кто предпочитает другую музыку. Если она помогает не отвлекаться — отлично. Если не помогает, то есть "крайний" способ: шумовая завеса в наушниках. В магазинах Apple App Store и Google Play в изобилии можно найти приложения, которые воспроизводят шумы природы, — и это проверенный изолятор от посторонних звуков, который отлично работает и дома, и в офисе (особенно когда по соседству особо говорливые коллеги). Наконец, на Youtube можно найти огромное количество многочасовых роликов со звуками природы, равномерным и не раздражающим шумом, который помогает сосредоточиться или отсечь отвлекающие звуки.

Ну и последнее — это работа с интернетом и соцсетями в особенности: их нужно использовать только в минимально необходимых объёмах. Конечно, эта рекомендация навряд ли падёт на добрую почву, но всё-таки: по соцсетям сейчас разгоняется совершенно непотребное количество "токсичного шума", чтобы не сказать грубее. От фейков про то, что никакого коронавируса не существует, до апокалиптических предсказаний о том, что все Четыре Всадника уже выехали, и не уцелеет никто.

Не обходится и без злобной белиберды на тему того, что, мол, настоящая работа — это только та, которую приходится делать очно и на месте, а удалённики — это сплошь лоботрясы и бездельники. При ближайшем рассмотрении, впрочем, выясняется, что авторы этих разглагольствований вещают почему-то не из забоев в шахтах, а из куда более комфортных условий. Чем меньше эти паразиты будут получать внимания (и комментариев), тем здоровее все мы будем.

Пока никто не знает, сколько продлится пандемия; спад может начаться через несколько недель, а может через несколько месяцев. Это не столь важно. На самом деле, если вдуматься, нынешние карантинные мероприятия — хороший повод для бизнеса отработать универсальные методы сохранения продуктивности в любых условиях. Все перечисленные рецепты — планирование, поддержка удалённых коммуникаций, обеспечение рабочей обстановки — и пригодны, и даже полезны отнюдь не только для чрезвычайных ситуаций и вынужденной удалёнки, но и для самой обычной офисной рутины.

Так что вполне возможно, что когда пандемия сойдёт на нет, мир окажется хотя бы немного другим. В лучшем смысле.

Настрой на работу. Сходить утром немного прогуляться, чтобы эмулировать поход на работу. Организм тогда сопоставляет это с обычным походом на работу и легко включиться.

Дети, родственники: объяснить им про то, что есть работа дома, чтобы сидели по своим комнатам и не мешали. Ввести в практику раз в 1-1.5 часа какое-то общение с ними, чтобы оно было запланированное, а не хаотичное. Договориться о том, кто и по какому графику выполняет домашние дела (еда, уборки, уроки с детьми и пр.)

Для борьбы с домашним шумом отлично подходят большие наушники, желательно с шумоподавлением (bose quiet comfort или аналоги). Если включить в них какую-то фоновую музыку – можно вообще не отвлекаться.

Важно оборудовать рабочее место (если его нет). Чтобы был ноутбук/комп, чтобы это было в каком-то отдельном углу или комнате, чтобы там поменьше ходили. В минимальном варианте подойдут стул и гладильная доска.
Пресс-служба
Мы в социальных сетях
Подписаться на новости
Участвуй с нами