«Программный Продукт» в ТОП-10 крупнейших ИТ поставщиков транспортной отрасли

31 июля 2020
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с массовыми ограничениями по всему миру наглядно показала значимость внедрения и использования цифровых технологий. Цифровизация позволяет нам вести привычную жизнь, не жертвуя при этом здоровьем и безопасностью, наглядный тому пример – транспортная отрасль. Онлайн-регистрация на рейсы, электронные билеты, проход через турникет с помощью смартфона и системы навигации плотно вошли в нашу жизнь.

Издание Cnews Analytics опубликовало обзор информационных технологий в транспортной сфере, в котором ключевые игроки подробно разбирают текущие тренды развития отрасли и ее перспективы. Кроме того, издание составило рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний 2019.

Суммарная выручка 40 участников очередного рейтинга составила ₽34,5 млрд, что на 17% больше, чем в 2018 г. 47% этой суммы приходится на топ-5 игроков рынка ИТ в транспортном секторе. Порог входа в рейтинг увеличился на 83% почти до ₽86 млн. Главными стимулами для развития ИТ-рынка в 2019 году стали стабильный рост пассажиропотока, особенно в авиации, удорожание топлива, борьба за транзитные потоки, увеличение объемов грузоперевозок и стремление всех участников рынка снизить издержки.

ГК «Программный Продукт» в очередной раз вошла в ТОП-10 рейтинга с проектами для Московского метрополитена, Департамента транспорта Москвы, Мосгортранса, ГКУ «Организатор перевозок».

В рамках обзора заместитель генерального директора компании «Программный Продукт» Дмитрий Чурсин поделился с CNews видением будущего общественного городского транспорта. Например, почему с добавлением новых технологий по идентификации и тарификации пассажиров, в основе по-прежнему останется инфраструктура билетной системы и как эта система будет развиваться.

Наиважнейшими тенденциями цифровизации общественного транспорта являются надежность и безопасность. Программное обеспечение в турникетах и устройствах продажи билетов должно надёжно работать даже при временном отсутствии связи с центральными серверами, то есть оффлайн. Идентификатор, с помощью которого распознаётся право пассажира на проезд, должен быть надёжно защищён от подделок. Скорость – еще один из главных приоритетов общественного транспорта. К примеру, требования к скорости открытия турникета в Москве – в пределах 1 секунды от момента начала идентификации пассажира.

Также Дмитрий рассказал о переходе от билета к цифровому ID. Сегодня пассажир предоставляет оператору то, что имеет с собой – смартфон, банковскую карту, а завтра - биометрию. Если лицо можно было бы назвать device, подошёл бы термин Bring Your Own Device (BYOD). Всё это - цифровые ID. В будущем несколько различных цифровых ID будут ассоциироваться с одним пассажиром, с его учётной записью в системе – аккаунтом. Отсюда термин account based ticketing, АВТ (классическая модель, когда билеты хранятся на пластиковой карте и пассажир носит их с собой называется card based ticketing, CBT). Личный кабинет пассажира в билетной системе – это один из шагов от CBT к ABT. Будет неважно, какую из своих карт приложил пассажир к считывателю турникета (или его лицо было распознано камерой). В личном кабинете можно будет указать все свои идентификаторы, система сможет распознавать пассажира по любому из них.

Меняется и подход к вычислению тарифа за проезд. Средства (или поездки) будут списываться со счёта пассажира в системе уже после окончания поездки. Для этого нужно знать маршрут пассажира и виды транспорта, которыми он воспользовался. А также быть уверенным в его кредитоспособности. Благодаря этому подходу пропадает необходимость заранее выбирать билет, не потребуется разбираться в особенностях тарификации – система сделает это за вас.

По словам Дмитрия, еще одна тенденция развития билетных систем – мультимодальность (MaaS). Находясь в пути, пассажир в своём мобильном приложении фиксирует каким конкретно транспортным средством воспользовался. Списание стоимости поездки происходит с личного счёта по заранее заданной матрице транспортных средств и тарифных правил (тарифных зон, согласованных между операторами скидок). В дальнейшем, оператор, предоставивший MaaS услугу, осуществляет взаиморасчёты со всеми операторами, осуществлявшими перевозку. Решения подобного рода хорошо реализуемы на базе идентификаторов – QR кодов или Bluetooth (BLE) меток, установленных в транспортных средствах.

Подводя итоги, заместитель генерального директора компании «Программный Продукт» отметил, что сочетание всех требований, а в особенности первых трёх (Надёжность, Безопасность, Скорость – НБС) ограничивает спектр возможных ключевых технологий и влияет на сроки запуска. Подходят только промышленные технологии, требуется длительное тестирование и пилотирование. Сроки запуска новых решений уровня платформы могут достигать 1-3 лет от идеи до промышленной реализации, но впоследствии спокойная эксплуатация и возможность быстрых доработок того стоят.

Полная версия интервью.
Пресс-служба
Мы в социальных сетях
Подписаться на новости
Участвуй с нами